Месяц остаётся до закрытия в музее современного искусства «Гараж» трёх ярких и в прямом смысле многослойных выставок. Одна посвящена ганскому архитектору Дэвиду Аджайе, другая — американскому художнику Рэймонду Петтибону, последняя — народному творчеству жителей Конго. Общего у этих проектов меньше, чем разного, но все-таки оно есть — это отражение современной истории через искусство.

Автор фото: Алексей Народицкий

Работы Дэвида Аджайе, любимца Барака Обамы, пропагандируют свободу творчества, что проявляется в макете Московской школы управления «Сколково». Это дебют архитектора. Идеально воплощая «супрематизм» Казимира Малевича, учебные корпуса причудливо громоздятся друг на друге. Благодаря этой находке студенты не мёрзнут, перебегая по морозу из одного строения в другое.

Макеты общественных зданий Аджайе поражают не только своим величием, но и невероятным вниманием к деталям. Он с одинаковой старательностью прорабатывает и фасады, и интерьеры. Виртуозно использует принципы модернизма, исповедуя при этом глубокий гуманизм и где-то даже идеализм. Достаточно взглянуть на макеты для Гарлема (район в Нью-Йорке), который объединил в себе бюджетные квартиры, детсад и Детский музей искусства и рассказов Шугар-Хилл. Для каждого проекта архитектор специально проектирует «места для разговоров»: он верит, что интернет никогда не заменит живого общения.


Автор фото: Алексей Народицкий

По залам проводятся экскурсии, звучат голоса и вообще довольно шумно — эта общественная архитектура создана не для тишины. Такая же атмосфера на второй части выставки — «Африканское исследование». Здесь Аджайе разделил столицы континента на шесть зон, опираясь на их природные и географические особенности. Рядом с картами — стеклянная витрина с чертежами и набросками, энергичными, спонтанными, весьма подробными. Не верится, что задуманные архитектором первоначальные варианты почти всегда реализовывались без изменений.


Автор фото: Иван Ерофеев

После путешествия по непредсказуемому миру Аджайе упираемся в водную стихию — роспись, на которую у художника Рэймонда Петтибона ушло три дня. Ей претворяется его персоналка, куда вошло более 400 произведений американца. Петтибон заявил о себе в период расцвета панк-культуры, но многие визуальные сюжеты заимствованы из литературы, поп-культуры, природы…


Автор фото: Иван Ерофеев

Некоторые из работ нарисованы на тетрадных листах. Какие-то экспонаты представляют собой оборванные по краям холсты в форме, например, волны. Многообразность и неутомимая фантазия художника располагают к себе, хотя сначала работы выглядят отталкивающе. Обнажёнка с агрессивными надписями, подражание обложкам альбомов музыкальных поп-групп, комиксы с необъяснимым подтекстом… Герои картин Петтибона — проститутки, арестанты, наркоманы, самоубийцы и пьяницы, изображение которых мало у кого вызовет положительные эмоции.


Автор фото: Иван Ерофеев

Однако дальше впечатление меняется: десятки сёрфингистов рассекают волны, мелькают лица известных бейсболистов и музыкантов…Часть картин Петтибона — фрагменты, похожие на комиксы или скетчи, нарисованные в основном чёрной тушью. Интересны его работы, прежде всего, сочетанием рисунка и текста. Стоящий на подоконнике с надписью: «Почему со мной так поступили?». Нарисованный по пояс висельник как бы вопрошает: «Там не было записки? Нет». Беременная женщина с опущенными глазами объясняет: «Пьяница забил шесть голов той ночью». Саркастические надписи сделали художника культовой фигурой американского андеграунда. Петтибон часто использует выдержки из произведений своих любимых писателей: Достоевского, Мандельштама, Пруста, Солженицына…


Автор фото: Иван Ерофеев

Дальше проходим через стеклянные двери к выставке «Худпром Конго: живопись для народа». Тут картины и скульптуры соседствуют с предметами обихода, созданными жителями республики. Экспонаты собраны из 15 городов: глиняные тарелки, украшенные изображениями змей и сороконожек; картины на мешках из-под муки или тетрадных листах, рисунки мужчин, застрявших на дереве и окружённых львами, змеями, крокодилами.


Автор фото: Иван Ерофеев

Часть работ рассказывает о колониальной власти бельгийцев и ужасах завоеваний. Художники Конго не поскупились на жестокие сцены — перед входом в эту секцию висит знак возрастного ограничения (18+). Потоки крови, избиения и убийства, рабство, страх – вот главная тема эпохи Бельгийского Конго.

С продвижением по залу работы становятся ярче и колоритнее. Исчезают прямые обвинения в насилии. Героями полотен становятся известные народу Конго люди: вожди, премьер-министры и другие образы властителей… Карикатуры на политиков, сатирические высказывания о ситуации в стране — всё смешалось в последнем зале выставки, где выставлены экспонаты 1990-2010-х гг. Зато у посетителей «Гаража» появилась уникальная возможность за полчаса пройтись по всей истории республики, понять её становление и художественные особенности.

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

2 + 3 =